Вторая труба Откр. 8, 8. "Второй
ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и
третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей,
живущих в море; и третья часть судов погибла. Вот такое бедствие, вот такое
горе надвигается на народ Божий, на церковь, которое возвещает второй ангел. Вы
видите здесь образы такие впечатлительные и яркие, что мы готовы подумать, что
здесь как бы фантастические видения. Но все это в пророчестве имеет конкретный
смысл. Почему так говорится, а не сразу понятно и просто? Но то, что понятно и
просто нам на нашем обыденном языке, тысяча лет тому назад было непонятно.
Прежние люди не могли мыслить так, как мыслим мы. Жизнь изменилась, так что в
пророчестве являются такие образы, которые подчеркивают особенность их
значения.
Попробуем
вникнуть, о чем идет речь. Что напоминает вам образ "большая гора,
пылающпя огнем". Где вы такую гору видели, читали, слышали о ней? Гора
Синай. Это та самая гора, на которой Бог давал Своему избранному народу Израилю
Свой закон, Свои заповеди. Значит здесь подразумевается большая гора, которая
дает как бы закон, открывает как бы учение. Но эта гора, пылающая огнем, то
есть и силою духа пылающая, низверглась в море. Море это множество людей,
живущих на земле и не знающих живого Бога. Это просто люди, наполняющие землю.
Так вот оказывается какая-то духовная гора, имеющая власть давать законы,
ввергается в море, просто в массу людей. Если раньше мы читали о первой трубе,
то там град и огонь смешанные с кровью упали на землю. Земля - люди
называющиеся именем Бога. Это явление было в церкви.
А вторая труба - великая гора падает в море. Это явление вне
церкви, вообще окружающие люди, язычники. "И третья часть моря
сделалась кровью... судов погибла". Приходится говорить о том, что
когда-то в начале жизни церкви, примерно во втором столетии, среди бывавших
гонений и преследований случались и времена затишья. В это время в мире
распространилось учение, которое называется "гносис". Греческое слово
'гносео' - знать. Это учение возникло еще до Христа и распространилось особенно
среди иудеев, которые были настроены таким образом, чтобы все описанное в
Священном Писании Ветхого Завета толковать иносказательно, не буквально,
"по-духовному". В египетском городе Александрии существовала целая
философская школа примерно в годы 120-е нашего летоисчисления. Философы этой
школы считали, что нужно понимать духовно и образ Авраама, и образ путешествия
Израиля; и все бывшие при них явления - суть духовные образы.
Это учение стало проникать в церковь. При первой трубе первое горе
в церкви - это было увлечение плотью. А когда побороли первое бедствие, появляется
новый соблазн от лукавого: все начинают учить по-духовному. Это учение
распространяется главным образом в церкви среди язычников, не среди иудеев
иерусалимской церкви, но в окружающих провинциях, в Антиохии, Эфесе и других
городах. В церкви стали интересоваться учением гностиков, которое родственно
греческой философии.
Главным
лозунгом гностиков была мысль: Познай сам себя. Они полагают главную цель в
познании. Гностики всех людей, приходящих к Богу, подразделяют на две группы.
Одни это гносис, а вторые - пистис. Пистис это вера. Те люди, которые не
способны глубоко философски мыслить, простые душою, они должны веровать,
практикуя внешние обрядовые проявления своей веры. Это правила освящения,
омовения, обряды, молитвы, посты, - все, что является вещественным
подтверждением веры, это удел и обязанность человека, который старается
спастись верою. А тот, кто постигает глубины познания, кому открывается София -
Премудрость; кто владеет ею, тот свободен от этих обрядовых необходимостей. Он
знает тайны происхождения вещей, он знает их предназначение, и поэтому он
посвященный у Бога как гностик и свободен от того, что довлеет как гнет над
людьми, живущими простой слепой практической верой.
Такое учение было довольно распространено, и оно было принесено
также в церковь. Оно привилось в очень многих общинах. Следы влияния гностиков
находятся даже и в Евангелиях. Гностики говорили, что Иисус Христос в сущности
был олицетворением Премудрости. Она вовсе не имела человеческого тела.
Премудрость могла образно явиться, как ангелы являлись Аврааму, Иакову, а позже
являлись Марии. Так же мог явиться и Господь по внешней видимости. По мнению
гностиков, целью Иисуса Христа-было: научить мудрости, преподать сокровенное
знание, принести божественное знание людям, которые обращаются среди мира и
живут только земными делами.
Рассуждая об этом учении, можно заметить: если Господь не является
Человеком во плоти, то многое, свойственное человеку, для Него будет излишним.
Так думающие находят подтверждение, что в нашем Евангелии еще есть отголоски
этих настроений. Например, в Евангелии от Иоанна гл. 5 говорится: Господь сидел
у колодца Иаковлева, утомившись от пути, а ученики пошли купить пищу. В
разговоре с самарянкой Он открывается ей как Мессия, Которого они ждут. Когда
же пришли ученики, они говорят Господу: Равви, ешь. А Господь говорит: " у
Меня есть пища, которой вы не знаете." Гностики эти слова истолковывают
как подтверждение того, что Его телесная природа не такая, как у учеников; Он
не имеет нужды есть пищу для плоти, потому что пища Его это -творить волю Отца
Небесного. Это слово звучит как раз в духе гностиков, будто бы Господь не имел
настоящего человеческого тела. Вот такие высказывания в Евангелиях гностики
использовали и создали образ, будто Иисус Христос во время земной жизни не был
человеком по сути. Он являлся людям, а когда Его хотели задержать, Он прошел
мимо преследовавших и скрылся от них. А гностики говорят, что человек во плоти
не может так легко уходить от преследования. Они в этом случае хотят видеть
подтверждение своему учению, что Он не имел естественного плотского тела. Такое
учение кажется очень соблазнительным, и ему трудно возразить, но по содежанию
оно неверное .
Соломон много писал о Премудрости, и мы знаем, что Господь - это и
есть Премудрость, или по-гречески София. И такое учение гностиков, на первый
взгляд, ничего плохого не несет; очень уж тонкая философия. Но апостол Павел
видел в нем опасность и предупреждал: "Не увлекайтесь философией,
потому что она ведет в заблуждение." В чем
опасность этого учения? Давайте проследим. Господь Иисус Христос, по учению
гностиков, не имел плотского тела. Он был только постоянной видимостью, подобно
привидению. Он не имел потребности есть, но создавал только видимость, что ест
и пьет. Он ходил, не зная^ усталости, Он мог ходить по воде, по морю, потому
что Его тело - это не плоть. Он мог делать многое. Но проследим дальше. Тогда,
когда Он идет на страдания и отдает Себя на мучения, то эти мучения оказываются
такой же призрачной, кажущейся видимостью, и ничего настоящего в них нет,
потому что, по мнению гностиков, нет тела у Иисуса. Получается: Господь вовсе
не страдал! Ему не было больно. Ему незачем было страдать. Если же Он не
страдал, то Он не умер за нас. И все учение об искуплении нас Его святою Кровью
лишается всякого основания.
Гностики признают только одно: Он пришел как мудрый Учитель,
принес какое-то философское учение, поучает всех людей как надо правильно жить,
как поступать справедливо, и на этом Его роль кончилась. А теперь каждый, кто
научился от Него, кто стал гностиком, пусть сам спасает свою жизнь, и своими
праведными мыслями, благородными поступками, чистым хождением добивается
вечного пребывания в благодати и свете Божьем.
Здесь нет самого понятия о спасении! Отменяется спасение. В этом
заключается опасность. Тогда какая нужда преподносить какую-то Чашу Вечери Господней,
когда Кровь не текла, жертва не приносилась, а это только ритуал, обряд. А
обряд нужен для тех, которые должны жить слепой верою, которые не имеют
гностического знания, которым не свойственна Премудрость. Это -пистис. Хорошо,
пусть они знают причастие и Вечерю - это им. А для гностиков это все не имеет
значения. Для них Кровь это не есть то, что содержится в Чаше, а это благодать,
которую принес Учитель Праведности - Господь. Вот такое заблуждение поразило
Церковь во втором веке. Расцвет влияния гностиков в церкви приходится,
примерно, на 135 год нашей эры.
Учение гностиков распространялось в окружающем мире. Были известны
иудейские секты гностиков, последователей ранее жившего иудейско-греческого
философа Филона Александрийского. Он ввел иносказательное понимание Ветхого
Завета.
Многие
церкви Христовы приняли учение гностиков и стали иносказательно понимать учение
Евангелия, называя такое понимание "духовным". И получилось, что все
те, которые слышат проповеди апостолов и последователей их, учеников Христовых,
- не могут правильно понять их. "Что вы мне говорите, что кто-то был,
страдал, кровь проливал, чудеса творил, мертвых воскрешал, - когда все это
только образы видимости. По настоящему мудрость Божия, знание Божие, откровение
Божие дается тем, кто посвящен в гносис. Вот это - настоящее христианство, и
больше ничего." Вот такое противодействие учению Христа оказало учение
гностиков в церкви Христа. Это учение уже распространилось в церкви. Многие
братья и сестры приняли это, а тем более окружающий мир. Люди не приходят в
церковь принимать и исполнять учение Христа; понимать его иносказательно
гораздо проще и легче им: приобретать божественные знания, постигать
премудрость и почитать себя "посвященными".
Церкви пришлось бороться против гносиса. Я уже говорил, апостол
Павел предупреждает: "Не увлекайтесь философией". Философия отводит
от искренней веры. Далее, Иоанн пишет в 1 Послании 4, 1-6: "Возлюбленные!
Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много
лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так:
всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть
от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь
есть уже в мире. Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше
того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы
от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас.
Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения."
Так
вот, дорогие, главное для нас следующее: тот, кто говорит, что Иисус Христос
есть Сын Божий - это хорошо, Но если он говорит, что Иисус Христос не имел
человеческой плоти, то это уже против Бога и против нашей жизни. Тот кто
говорит, что Иисус не человек, это - уже враг; пусть он себе знает и глубины
тайн. Это показал Иоанн в Послании. Учение о гносисе было очень распространено.
Оно охватило мир людей за пределами христианства, и христианским общинам почти
не было возможности противостоять ему. Это было как раз во втором столетии, до
200 года, во времена гонений.
В Откровении мы читаем: "Большая гора этого философского
учения, пылающая огнем, то есть, исполненная духовной силы, низверглась в море
-охватила весь мыслящий, рассуждающий мир, и третья часть моря сделалась кровью
- третья часть людей приняла, заразилась этим учением. И умерла третья часть
одушевленных тварей, живущих в море". Море это множество людей. Вы уже
слышали, что далеко не все среди них духовные. Многие из них призваны только к
земной жизни, люди века сего, и живут только на земле. Но среди них живут и
духовные. Это те существа, которые одушевленные. В море, среди народа, живут
люди, предопределенные Богом к познанию истины Божьей. Так вот, третья часть
всех призванных познать Бога оказались смертельно зараженными учением
гностиков.
"И третья часть судов погибла." Что понимать под образом
судна? Это корабль; оно в этом пророчестве обозначает христианскую общину.
Традиционно архитектура христианских храмов сохраняет две формы: креста или
корабля. Корабль напоминает ковчег Ноя, в котором возможно было спасение от
потопа. Поэтому здесь упоминание су'дна связано со спасением в церкви Христа. В
результате распространения гносиса третья часть христианских общин лишилась
благодати, дающей надежду на вечное спасение. Это было большое поражение Церкви
Христа. Не думайте, что история Церкви была такая легкая и приятная. Одно горе
церковь пережила при николаитах, и вот вторая труба -второе горе, гностики.
Единственной
возможностью спасения было решительно отмежеваться от гностиков, не общаться с
ними, не принимать в дома, как об этом написал нам старейший из апостолов -
Иоанн. И много людей ушло из церкви, даже некоторые общины отпали целиком. До
нашего времени дошло предание, что Иоанн жил в Эфесе, когда там
появился известный гностик Керинф. Было, что уже престарелый Иоанн пошел в
городскую баню, и будучи там, встретился с этим гностиком Керинфом. Когда Иоанн
узнал, что там Керинф, он, моментально схватив свои вещи, не одеваясь, в ужасе
выбежал из бани с криком: "Берегитесь! Это здание сейчас рушится, в нем
гностик!" Это предание показывает, какая вражда была между христианами и
гностиками. Учитель гностиков и апостол былм так враждебно настроены друг
против друга, что призвывали Бога разрушить здание, чтобы истребить противника.
Борьба
между церковью и гностиками была очень трагичной. Сложность положения
усугублялась еще тем, что отдельные общины, жившие независимо друг от друга, в
условиях гонения часто были не в состоянии различить правильное учение
апостолов и ереси. Перед лицом опасности гностиков и других ересей епископы
общин стали объединяться между собой и выработали общие правила, по которым
определялось, какое учение является ересью. Борьба с гностиками в христианской
церкви продолжалась примерно до 180 года.
Церковь Христова сохранила себе жизнь при второй трубе только
беспощадно отсекая от себя отдельных членов и целые общины, зараженные
еретическим учением. С этого времени начала формироваться объединенная
вселенская "католическая" церковь.
В наше время нам приходится помнить, что среди некоторых
высказываний проповедников можно услышать отголоски учения гностиков.
Иногда они говорят: мы совершенные, мы больше не грешим, потому
что если по плоти иногда и совершаются какие-нибудь проступки и согрешения, то
дух наш, познавший совершенное учение премудрости, не может оскверниться делами
плоти. Удобное учение, не правда ли? Так что если я присвою чужое, обману
кого-нибудь или воспользуюсь знакомством с чужой женою, то меня это не порочит,
это только моя плоть, с нее ответа нет. А духовно я знаю истину и я не осквернен,
я совершенный... Встречается иногда вот такое порочное учение, которое возникло
под влиянием гностиков. Это не выдумка, это все было и есть.
Третья труба. Время идет дальше. Второй
век подходит к концу. И среди гонений, периодически бывших, апостольскую
церковь потрясают разные переживания. Едва справившись с крайним увлечением
этими духовными понятиями гностиков, отделившись от них - кое-где их просто
выгнали из церкви - появилось другое переживание. Это - арианство.
Труба
первого ангела возвестила о первой4 опасности для церкви - это
учение и практика николаитов. Эта опасность возникла во времена апостолов и им
приходилось вести с ней борьбу. Труба второго ангела возвестила об опасности
гностиков. С этой ересью успел вступить в борьбу только наиболее долго живший
из апостолов - Иоанн. А опасность третьей трубы - арианство -встретило Церковь
в последующие века, начиная с третьего-четвертого века. Наиболее острое
столкновение с этой ересью было в 325 году на Никейском соборе, и продолжалась
борьба до 380 года.
В чем
заключалось это учение, что сказано о третьей трубе. "Третий ангел
вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала
на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть
вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали
горьки."
Великая звезда здесь означает Ария. Он был священником
самостоятельного прихода в Александрии и был строгим аскетом. Во время
Никейского собора он был уже в довольно пожилом возрасте. Предания о его
богословских мыслях различны, точных сведений нет. Он выразительно развивал
учение о Логосе. Логос - это Премудрость Божия, существовавшая как личность.
Спор с его взглядами возник по проблеме божественности Христа. Как понимать: до
явления Христа во плоти человеческой был ли Христос Духом, равносущным Богу,
или был только ангелом Божьим, или созданием Божьим. В этом был спор. Арий
утверждал, что первое, что создал Единый Бог - это был именно Логос, Слово
Божие, Дух Божий.
Мы широко пользуемся этим выражением - Слово Божие - в нашем
Исповедании веры. В греческом языке в этом значении употреблялось слово
'Логос'. Оно означало божественную Мудрость; это то самое, что в книгах
ВЗ Соломон называл Премудростью. Таким образом, мы тоже пользуемся этим словом
'Слово Божие', но имеем в виду первоначальную субстанцию Бога. И вот об этом
то: было ли Слово Божие Самим Богом, было ли Сыном Божиим по происхождению, или
только по сотворению было верховным Исполнителем воли Бога Отца, - об этом был
ожесточенный спор. Арий утверждал, что Христос, тот Дух, который стал
воплощенным в Иисусе Христе, - был верховный, первый сотворенный ангел,
полубог. Так и выражались во время спора: был ли Он равен Богу, или был только
полубогом.
Вспомним, что было перед этим. Николаиты очень много внимания
уделили плоти и плотской жизни, и плотское воздержание, и плотскую
распущенность сделали признаком христианской жизни. После этого появились в
церкви гностики, которые совершенно отказывались признавать за Иисусом в Его
земной жизни какую-либо телесную природу; они говорили - это видимость, это
духовное видение, которое приняло образ человека, который, будучи ангелом,
ходил среди людей. После гностиков Арий занимает новую позицию. Он говорит:
Иисус Христос был человек, жил в теле и учил. Но в Нем-то пребыл не Сам Бог
Отец; и Он Сам не был Сыном Божиим. Он был создан, Он - высшее творение,
верховный ангел, самый светлый ангел. Таким представлял Иисуса Христа Арий. Он
соглашался, что все было сотворено через Иисуса Христа, но одновременно утверждал,
что Иисус Христос был Сам сотворен Богом прежде всего прочето. Поэтому Иисус -
не Бог, и даже не Сын Божий. Он был сотворен и духовно, и по плоти/ Бог
повелел, и Мария, мать Его, родила Иисуса без человеческого супружества. Так
объяснял учение Арий. Он, в сущности выступил в защиту Единого Бога, каким
понимали Его и древние евреи, не усматривая в Нем никакого подразделения на
личности. А Иисус, по мнению Ария, только чуть больше чем всякий пророк, больше
чем Моисей, или Мелхиседек. Такое понимание вызвало, в качестве ответной
реакции, противоположное учение. В этом учении сделана попытка доказать, что
Иисус по сущности своей, по духовной природе есть то же, что и Отец; что Он,
как кровь от крови, имеет одну природу,
одну духовную сущность
с Отцом; что
Он не чуждый
Богу, а унаследовал все качества
Бога.
На
этой почве развернулась борьба. Наибольшего накала эта борьба • с Арием
достигла на первом вселенском Никейском соборе в 325 году. Председателем на
этом соборе был император Константин Великий, хотя в то время он еще не был
крещен. Мы уже прежде читали о том, что было время, когда ранние христиане
имели страх принимать крещение, чтобы из-за последующих грехов, возможных после
крещения, не лишиться вечной жизни. Поэтому-то, будучи императором языческого
государства, Константин вел христианскую линию как политик. А себя через
крещение связывать христианскими обязанностями он не торопился; он это
откладывал на более позднее время. Он хотел иметь не связанные руки для
свободного общения с сторонниками всяких языческих верований, а также и с
христианством. Константин поддерживал христианство и председательствовал на
соборе. Спор на соборе после многих высказываний сошелся на одном выражении.
По-гречески это 'гомоюзиой то патрой', что значит 'единосущный Отцу'. Если
говорить о Христе: все что говорил Арий, собор принимает. Но при всем этом надо
сказать, что Сын Божий единосущен Отцу. Это значит: Он по сущности то же, что и
Отец. Как сын человеческий по плоти наследует качества организма отца, его
привычки, манеру мышления, - почему и говорят, что сын похож на отца. Такое
сходство не может быть случайностью. Нужно чтобы эти качества были унаследованы
через рождение. Поэтому выражение 'единосущный Отцу' должно означать, что по
сущности Дух, который пребывает в Иисусе Христе, Он есть Сын Божий, Божеская
премудрость, та самая София или Логос, рожденный от Отца. В этом собору нужно
было убедить Ария. Сторонники Ария противились понятию единосущия Сына Божьего
Отцу. Они не признавали, что у единого Бога может быть еще Сын Божий.
И только одно слово, по настоянию императора внесенное в текст
символа веры, выработанного на соборе, а именно 'единосущный Отцу' решило исход
спора на соборе в пользу противников Ария. Арий был отвергнут. После собора его
лишили возможности служить в церкви, преследовали, отправили в ссылку. Но
учение Ария к тому времени было уже довольно распространенным. А на том же
Никейском соборе в противовес Арию получило подкрепление другое учение. Если
Сын единосущный Отцу, то Бог Отец есть Бог в совершенстве, то и Сын -тоже Бог.
Император
Константин Великий обратился к иерархам церкви с просьбою помочь ему преодолеть
трудную преграду. Он предложил христианам привлечь в свою среду тех, которые
называются поклонниками языческого бога Митры. Для этого православные богословы
и иерархи ввели еще одно. Дух Святой, который говорил через пророков, тоже
признан единосущныим Богу Отцу. Это записано в том же самом Никейском символе.
Но эта теория о единосущии Святого Духа получила распространение немного позже.
Но учение Ария распространилось широко. Это учение увлекло многие церкви.
Поэтому это учение приобрело такой прорческий признак. "Третий ангел
вострубил, и упала с неба большая звезда..." Сам по себе Арий,
служитель и богослов, имел большое духовное значение. Его учение было очень
мудрое, это была большая звезда духовная, горящая подобно светильнику. Один из
великих учителей церкви того времени, после трехсотого года. Он
вышел со своим учением и стал широко известен, приобрел многих сторонников. И
упал он на третью часть рек. Что такое река? Это вода текущая. А о текущей воде
Господь одно время говорил: "Кто жаждет, прийди ко Мне и пей, Я даю воду
живую даром, без серебра. И кто будет пить, у того из чрева потекут потоки воды
живой в жизнь вечную." Господь говорил об учении. Так вода - это
пророческий образ учения. Если говорится о реках, то это значит, что все
истчники учения в христианском мире были уподоблены рекам и источникам вод.
Учение Ария сделало то, что оно упало именно на тех, кто проповедует, и они
приняли это учение, и воды стали горькими. По этому учению Господь Иис'ус
Христос был лишен признания Его божественного достоинства. Он только человек,
только великиий ангел, но не подлинный Сын Божий в полноте Божеского достоинства.
"Имя сей звезде полынь, и третья часть вод сделалась
полынью." Третья часть всего учения христианского, распространенного в
четвертом веке, оказалась непригодной для спасения. "И многие из людей
умерли от вод, потому что они стали горьки". Люди приняли учение и
потеряли надежду на спасение. Если логос не Божий Сын по божественной сущности,
а только ангел, то невозможно надеяться через ангела получить спасение и жизнь
вечную. Таким образом учению о спасении был нанесен сильный ущерб.
При этом учение Ария получило быстрое распространение среди многих
народов. Германские племена, которые жили в то время в Европе, - они занимали в
то время эту территорию, где мы с вами живем, южную часть Украины, простирались
дальше на запад, в Карпаты, в Альпы, в южную Францию, в северную Италию,
Испанию. Нам известны имена многих германских племен: вестготы, вандалы,
бургунды. севены, остготы, - так назывались эти племена. Их было примерно
десять. Они приняли христианское учение в понимании Ария. Они все исповедали
Единого Бога и великого ангела, который им покровительствует и им
благодетельствует; это - Иисус Христос. У германских племен появился свой
епископ из их племени, по имени Вульфила, который был очень образован в
греческом языке, и даже взялся для этих германских племен перевести Евангелие
на германский язык с греческого. Первые переводы на немецкий язык сделал
епископ Вульфила. Поэтому можно довольно часто слышать, что германская нация
раньше всех других народов имеет Священное Писание на родном языке. Еще в то
время, когда все пользовались греческим текстом, у германских племен был свой
перевод Писания.
Тогда император Римской империи имел свою столицу в
Константинополе, в результате чего западная часть империи сильно ослабела, -
Рим был в упадке. Единственной высокой инстанцией в Риме был епископ Римской
церкви. Вот и получилось, что пришли германцы и завоевали Италию и подчинили
себе этого римского епископа. Арианские германские князья не причиняли ему
насилия, но держали его как-бы в плену, поскольку они исповедали другое
христианское вероучение. Так получилось, что германский король, по вере
арианец, в то время имел власть в Риме. Такое положение продолжалось довольно
долго; арианское учение существовало долго. В 537 году с помощью
Конестантинополя, Восточной христианской церкви и Константинопольского
ратриарха, византийские войска пришли и разгромили войска германцев, которые
осаждали Рим. Город Рим был освобожден от осады. Восточная Константинопольская
церковь пришла на
помощь и предоставила свободу власти и действия церкви Римской. И
тогда было побеждено арианство как религия германских племен. Их стали
перекрещивать в католическую веру, и арианство стало исчезать. Так обстояло это
бедствие третьей трубы. Некоторые факты взяты мной из книги История церкви
автора Heussi.
Это
учение показывает нам, что некоторые проповедники сейчас, в наше время,
проповедуют Единого Бога в противовес Триединству. Начало этому противостоянию
было положено на Первом Нкейском вселенском соборе. Там лично Арий противостоял
Афанасию, представителю учения католической церкви, в их соперничестве на
соборе.
И те, которые в русском народе сегодня восприняли Единого Бога,
прочитали это в истории церкви и говорят, что все официальные церкви
придерживаются Троицы, а вот единственники - это только те, которые возникли
как движение из учения проповедника Уршана, приехавшего из Швеции. Он
проповедовал пятидесятническое крещение Духом Святым и водное крещение во имя
Господа Иисуса Христа как Единого Бога. Эти братья в наше время очень часто
утверждают, что они продолжают придерживаться учения Ария. Но они плохо изучили
Ария, они ошибаются. Нет ничего похвального в таком признании. Это означает,
что они, так говорящие, не признают Иисуса Христа Сыном Божьим и остаются
исповедовать Единого Живого Бога; как это делают иудеи. Они знают Божью
справедливость, но не знают Божией милости, которая открывается в Иисусе
Христе. Такие исповедники не могут назвать Бога Отцом, потому что они не знают
Его Сына. В этом братья единственники заблуждаются, когда говорят, что они
продолжатели учения Ария. Мы знаем как сказал Господь и все апостолы: мы
исповедуем единого Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Сына Божьего. В нашем
исповедании веры, которое вы все читали, там записано, что Бог, как солнце
рождает свет, родил Единородного Сына, Слово Божие. Не сотворил, но родил
единосущного Себе. Так что слово "единосущный" как ключ, который
принял Никейский собор, сохраняется в нашем исповедании. Мы признаем единосущие
Бога Отца и Сына, но мы ничего не говорим о Святом Духе. В этом у нас нет
согласия с Никейским символом. Таким образом, ересь Ария осознана и удалена как
в древней церкви, так и в наше время. Мы не скажем, что мы единственники как
арианцы. Мы не единственники; мы исповедуем Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
Для убеждения откроем каждое послание, написанное апостолами. Сам Христос в
первосвященнической молитве говорит такие слова: "Сия же есть жизнь
вечная: да знают Тебя, Единого истинного Бога и посланного Тобой Иисуса
Христа." Ни капли не нарушая эту формулировку мы исповедуем Единого
истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Такой урок мы извлекаем из
опасности третьей трубы. А в пятом веке около двух третей христианского мира
было уже арианским. Так что католическая церковь не могла бы сохранить свое
существование, если бы Константинополь силою оружия не подавил бы сопротивление
арианских царей, господствовавших в Италии. Против арианства церковь смогла
устоять только при помощи оружия. Но печально, что в то же время, когда
определилась победа над арианством, тогда стала явной другая, противоположная
арианству опасность. Дальше нужно говорить о четвертой трубе.
Один из священников, служителей церкви в Александрии, по имени
Арий (260 - 336); очень умный человек, который вел успешную борьбу против
гностиков, принес в свою церковь новое толкование о том, что Иисус Христос в
своем предсуществовании не был Сыном Божиим, рожденным от Бога, но был
сотворенным высшим ангелом, через которого было сотворено все существующее. Он
был исполнителем воли Божьей. Поэтому Он по своей сущности не был одно с Богом.
В земной жизни и служении Иисус был Помазанником, Мессией, Христом. Учение Ария
примечательно тем, что оно исповедует Единого Бога, как иудеи. И в Сыне Божьем
не признает Божеского естества. Арий ссылается на некоторые места Священного
Писания, которые истолковывает в понимании своего учения. В Евангелии от Иоанна
15 есть слова: "Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой -
Виноградарь." Христос уподобляет Себя Лозе, а Отец Его как Виноградарь
в саду. Рассудите сами, разве можно сказать, что даже лучшая виноградная лоза
по природе то же самое, что и виноградарь, ее возделывавший? Такое учение
искажает Евангелие и противоречит учению первых апостолов. Оно, отвергая
Божественную сущность Спасителя, лишает основания учение об искуплении грехов и
достижении жизни вечной.
Хотя учение Ария было объявлено ересью и сам Арий был отлучен от
церкви в Александрии, но его поддержали другие епископы в Малой Азии. Арианское
учение широко распространилось среди язычников, германских племен, и стало
грозной опасностью для церкви в последующие столетия, вплоть до 6 и 7 века.
Об
этой опасности мы вспоминаем в связи с тем, что говорится в Откровении о
третьей трубе. "Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда,
горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя
сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей
умерли от вод, потому что они стали горьки."
He6o это собрание святых, небо - это имеющие_духовдые откровения. Так
звезда, которая сияет на небе, это та, которая служит во славе. А эта звезда,
духовный учитель, светоч для народа, с неба упал. Он упал до распространения
недостойного учения среди людей. Это звезда, горящая подобно светильнику.
Пророческий образ "светильник" означает церковь, общину. Этот учитель
вызвал движение, подобное церкви. Реки и воды - это учение. Христос сказал
Никодиму, что нам надлежит родиться от воды и духа. На празднике Он сказал: Кто
жаждет, приходи ко Мне и пей, и Я дам вам воду живую. Так вот, реки, там где
текут большие потоки воды, - это источники духовного учения. А в этом случае
источники стали горькими из-за учения Ария. Имя звезде полынь, и третья часть
вод стала полынью. И многие из людей умерли от вод, потому что они стали
горьки. Здесь уже умирают люди, отравленные горьким учением; они теряют
возможность получить жизнь вечную.
Опасности
постигают церковь в истории, одна за другой. Гностики понимали Иисуса Христа
как духа, не признавая в Нем человека; а учение Ария, признавая Его
человеческую природу, не считает Его по духовной сущности единым с Богом. На
Никейском соборе в 325 году главным вопросом было дать отпор учению Ария. На
этом соборе выступал сам Арий, выступали и его противники, Наиболее видным
оратором был диакон Афанасий из Александрии, а на самом соборе
председательствовал император Константин, который к тому времени
еще не принимал водного крещения как христианин, но, тем не менее, был большим
покровителем христианства. На соборе шел очень оживленный диспут, правильно ли
учение Ария; иногда спор достигал такого накала, что в ход пускали кулаки. И
когда были исчерпаны все аргументы с обоих сторон, вмешался сам император и к
варианту исповедания веры, приемлемого для арианцев, предложил ввести одно
слово "единосущный". Арий утверждал, что Логос, Слово Божие, было
сотворено Богом, и поэтому не могло быть той же сущности, что и Бог. И вот это
одно слово, предложенное императором, полностью отменяло положение Ария, что
Слово Божие сотворено Богом. Если Оно единосущно, то Оно от Бога Бог. Учение
Ария было решительно отвергнуто церковью , но просуществовало еще долгое время.
Император
Константин Великий, созывая Никейский собор христианской церкви, имел своей
целью все население Восточной Римской империи объединить в одной религии. Для
этого в первую очередь нужно было устранить разногласие между учением Ария и
"апостольской" церковью (так продолжала называть себя церковь,
противостоящая арианцам). Но император имел в виду и другую, более далекую
цель: объединение христианства и культа Митры в общую религию....продолжение
|