Среди множества небесных духов нашелся такой, который не захотел поклоняться Творцу. Это - помазанный херувим. Он ради своего высокого совершенства должен бы по справедливости более всех других духов превозносить благость Создателя. Совершенство херувима, его превосходство над всеми другими духами породило в нем гордость и тщеславие вместо стремления с благодарностью славить Бога. Ведь он по своим силам, знанию и могуществу не имел никакого недостатка в сравнении с Самим Сыном Божиим, и это возбудило в нем настроения соперничества, желание самостоятельно создать иной мир, более совершенный, чем созданный Словом Божьим.
Херувим сказал в себе: "Зачем я буду преклоняться перед Богом и славить Его как Творца? Ведь Он Сам захотел меня сотворить и исполнил Свое желание. А теперь Он, властолюбивый Бог, желает, чтобы все небесные духи воздавали Ему хвалу в угоду Его тщеславию. Вто я, - говорит восставший херувим, - по всем силам равен творящему Слову. Он сотворил мир духов, и меня в том числе, но я, будучи равен Ему по духовному могуществу, создам мир лучший, чем Он сотворил. В этом мире будет царить настоящая свобода без всякого поклонения Богу. Почему все духи должны преклоняться перед Творцом и воспевать Ему славу (19)? Ведь каждый прославляющий Бога этим самым подчеркивает свою ограниченность и несовершенство. Для чего это рабское пресмыкание перед Ним, это унижение, попрание собственного достоинства?” - так рассуждал херувим.
В этих словах проявила себя вся гордыня падшего херувима. Его утверждение ложно от начала, ибо всякому созданию приличествует поклоняться перед Создавшим его и превозносить и славить Творца по справедливости. Если человек преклоняется перед человеком, создание перед созданием - это раболепство. А преклонение создания перед Творцом - достойное преклонение. Именно в этом наша доблесть и похвала.
Так в херувиме произошло изменение свободной воли от поклонения Богу к восстанию против Него. Падший херувим, отрицая совершенства Бога: Его всемогущество, истинность, беспредельную доброту - этим самым и в себе самом заменил эти качества, полученные им при творении, на их противоположность. Он стал гордым духом тьмы, лжи и клеветы, зла и насилия. Он "на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости” (Иов. 41, 26). Отрицая всемогущество Божие, падший херувим превозносил свою силу выше Божьей, он отказался служить Ему. Как в известной евангельской притче, получивший один талант клеветал на господина, называя его жестоким, и не желал принести ему прибыль; так и падший херувим не пожелал воздать достойную хвалу Богу.
Одновременно с изменением воли херувима изменилось и его имя; ведь духи имеют имена по устремлению их воли. На небе он больше не назывался херувимом, а диаволом и сатаной, что означает клеветник и противник Бога.
В своем восстании диавол не пожелал остаться одиноким. Он надеялся убедить в своей правоте все небо, и таким путем низвергнуть Творца с престола величия и приобрести всю Его славу. Будучи деятельным духом, диавол распространял на небе клевету против Бога и стремился увлечь за собою всех духов. Наступило время всем небесным духам понести ответственность, которая неминуемо связана со свободой, и определить свое отношение к Богу: воздать Ему славу, или отречься от Него. Величие и благость Творца, а также естественное предрасположение к добру склоняли духов к служению Богу, но внушительные доводы диавола, его сияние, могущество и красота побуждали последовать за ним. Многие из духов были увлечены диаволом и, оставив служение Богу, стали его служителями, ангелами сатаны. Но большинство духов остались верными заповеди и добровольно стали ангелами Божьими (Пс. 103, 4). Произошло великое разделение на небе. Одни духи стали ангелами света, другие - ангелами тьмы. Каждый свободно определил направление своей воли. Для ангелов эта возможность выбора была единственной и окончательной. Не может сатана снова стать херувимом, и ангелы его не могут через покаяние получить примирение с Богом. Так и ангелы света не могут оставить служение у престола Божьего. Они однажды и навсегда сделались слугами и рабами Бога.
Своим восстанием против Бога сатана и его ангелы, помимо их желания, показали полноту и истинность свободы, дарованной всем духам, и безграничную доброту Бога.
Здесь уместно поговорить о правильных именах Бога и сатаны. Слово ‘сатана’ древнееврейское и означает ‘противник Бога’. Слово ‘диавол’ греческое и значит ‘клеветник’. Естественно, падшему херувиму неприятно называть себя такими именами, да он и не мог так называться, чтобы не вызвать прозрения у обольщенных им духов. Эти имена справедливы перед лицом Бога, но противны гордому духу сатаны. Он, претендуя на Божие величие, стремится присвоить себе и Божьи имена. Сын Божий назван Светом, а он своим ангелам повелел величать себя ‘светоносным’, а по-латински - Люцифер. Это слово в русском тексте Священного Писания не встречается, но оно однажды упоминается в Вульгате - латинском переводе Библии, который сделал Иероним до 420 года. Он древнееврейское слово ‘хелель’, что значит ‘сияющая звезда’ перевел словом Люцифер, то есть ‘светоносный’. Этим именем сатана утверждает, что он является источником духовного света для всех падших ангелов, и в этом имени выражена претензия на Божие достоинство. Если мы произносим имя ‘Люцифер’, то этим признаем истинность его света и его достоинство как бы бога. Когда же называем его именем ‘сатана’, то признаем его противоставшим Богу, Его противником. Диавол не любит, когда его называют по достоинству, которое он заслужил у Бога. Скажите в лицо преступнику что он преступник, и убийце что он убийца - он неблагосклонно примет эти слова, хотя они верны. И ангелов тьмы Священное Писание называет бесами, или по-гречески, демонами.
Сатана, не пожелавший признать Божьего могущества, не мог далее называть Его Богом, Творцом, Создателем, Премудростью. Он придумал Ему имя, лишенное Божеского достоинства - Демиург. Это имя встречается в сочинениях у древнегреческого философа Платона и у последователей гностицизма, философского учения, возникшего в ранней христианской церкви. Это греческое слово ‘Демиург’ означает силу, создавшую все, причину происхождения всего. Этим именем сатана унижает Бога и не признает Его достоинства, как личного Творца, он желает видеть в Нем безличную силу, причину возникновения Вселенной. Давайте будем внимательно следить, каким языком мы говорим, языком Бога или диавола, и будем старательно избегать всех слов, которые славят сатану.
Бог по Своему всемогуществу мог бы сразу истребить сатану и его ангелов, восставших против Него, обратить их в ничто, как из ничего и сотворил их. Но такое действие не соответствовало бы совершенству Создателя. Если Бог дал свободу всем духам, и один из них воспользовался ею и увлек за собою других, то может ли Бог истребить их только за то, что они воспользовались дарованной свободой? Если бы Бог решил уничтожить отпавших, то диавол мог бы сказать: "Ты Творец, Ты всем могуществом Своим обрушился на меня, Свое создание, которое слабее Тебя, только за одно то, что я хотел воспользоваться тем, что Ты мне Сам предоставил. Где Твоя справедливость?" И тогда диавол был бы прав.
Бог, в силу Своего совершенства, не хотел истребить его, и даже до поры, до времени не мог лишить его возможности являться перед Своим престолом. Бог сделал только одно: всех духов, увлеченных сатаной, Он удалил от Своего лица и лишил их живого общения с Собою, лишил возможности находиться во свете, в постоянном потоке благодати от Него. Бог оставил при Себе только верных ангелов. Он отделил свет от тьмы. Так образовалась преисподняя - царство тьмы, духовное царство сатаны. Расчеты сатаны на полный успех восстания не сбылись: ему не удалось увлечь всех духов на небе. Однако сатана еще не лишился возможности приходить к Божьему престолу. Поэтому он надеялся восторжествовать над Богом, доказав несовершенство Его действий. Своих ангелов сатана обнадеживал такими словами: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему” (Ис. 14, 13-14). К престолу Божьему сатана приходил не для того, чтобы воздать славу Творцу, но чтобы приносить клеветнические обвинения в несовершенстве созданного мира. Диавол утверждал, что он мог бы создать мир духов, более совершенный чем небо, где не было бы нужды преклоняться перед Богом и служить Ему. В ответ на его слова Бог решает предоставить сатане возможность подтвердить свои слова на деле, и устроить мир, не знающий и не нуждающийся в Боге. Сатана сможет применить все свои способности и силы для устройства иных порядков, чем небесные, чтобы делом доказать свое превосходство перед Богом; но при этом ему противостанет Слово Божие (Логос) и будет укреплять и ободрять духов, сохраняющих верность Всевышнему Богу.
Сатана враждует против Бога, а не против какого-либо божьего создания; поэтому сатане будет противостоять Сын Божий, который по происхождению есть Бог. Творец посылает на борьбу против сатаны Слово Свое, силе которого была равна сила сатаны при его сотворении. Бог не вступает в борьбу Сам, чтобы побежденный сатана не мог упрекнуть Бога в том, что Он несправедливо подавил его Своей превосходящей силой.
Сатана принял условие. И поднялись два духа, равных по силе: один - Сын Божий во свете, другой - князь тьмы, решить в противоборстве, кто из них сотворит лучший мир. В этом заключается великий спор между Богом и сатаною, конечной целью которого и является раскрытие безграничного совершенства Бога. И сам диавол, первоначально бывший созданием Бога, независимо от своих планов, не может сделать ничего иного, как только своим упорством и ожесточением еще сильнее подтвердить величие Создателя.