Если Бог един, то как Он может быть представлен Богом Отцом как личностью и Господом Иисусом Христом?
Христос говорит: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь.” Он осознает Себя Духом прежде явления Своего во плоти. Нам известно понятие об Иисусе Христе как о втором Лице в официальном учении о Троице. Известно также представление о Сыне Божьем, как о плоти, которую Бог родил для Себя, чтобы явиться в ней людям. Здесь образ Сына Божьего сведен только к плоти, лишенной самостоятельного сознания и воли, и служащей только лишь оболочкой для невидимого Бога.
При желании составить представление об Иисусе Христе, мы неизбежно встретимся с понятием о Едином Боге. Некоторые люди видят противоречия между этим понятием и представлением об Иисусе Христе, Сыне Божием, как самостоятельной Личности. Если Бог един, то как Он может быть представлен Богом Отцом как личностью и Господом Иисусом Христом? В основе этого мнимого противоречия лежит понимание слова ‘единый’ как один по внешности, видимо, как одна фигура, одно лицо. Но в Священном Писании это слово часто употребляется таким образом, что, приписывая ему буквальное значение, придем к абсурду. Сказано относительно Аполлоса и Павла, что насаждающий и поливающий суть одно. При буквальном понимании слова ‘одно’ как одна личность, трудно вообразить, как Аполлос и Павел являются одним лицом, одним человеком. Они разные люди, но едины по духу служения. Другой пример. Сказано, что человек оставит своего отца, свою мать и прилепится к жене своей и будут двое одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Разве можно эти слова понимать по внешности, что они видимо составляют одну плоть, носят одну одежду, употребляют пищу в один рот? Это абсурд. Мы видим две плоти, но по сущности и устовиям жизни муж и жена - одна плоть, одно земное существо. Если мы возьмем отдельно каждого из них, то это существо - несовершенное. У каждого из них отдельно удовлетворены не все естественные жизненные потребности. Когда же они вместе, то могут продолжать независимое самостоятельное бытие на земле. Каждый из них отдельно не может служить продолжению рода; только двое вместе дают жизнь новому поколению. В сущности они составляют одно живое существо. Если сама жизнь, вопреки свидетельству наших плотских очей, учит нас в муже и жене видеть одно живое существо, то насколько легче увидеть в личности Отца Небесного и в личности Сына Божьего одно Божество, Единого Бога. Итак, слово ‘единый’ не всегда можно понимать как один, тот же самый, одно лицо. Часто это слово означает единство по духу, по сущности, по служению. Такое значение слова ‘единый’ нужно иметь в виду при рассуждениях об Отце Небесном и Сыне Божием. Здесь одно Божество, одна воля, но по внешности мы различаем личность Отца, говорящего с неба, и личность Сына Божьего, исполняющего Его волю. В таком смысле единство Бога становится доступным нашим человеческим понятиям.
Итак, мы исповедуем Единого Бога. Можно сказать еще больше. Мы, люди, не постигаем Безначального Бога. Он недоступен нам в силу ограниченности человеческой земной природы. Единственное, что нам доступно, - это образ Иисуса Христа, истинного Бога и совершенного человека. Поэтому наши молитвы к Иисусу Христу и просьбы, приносимые к Нему, одновременно направлены и к Отцу Небесному. Для нас все - Христос. Он есть Посредник между человеком и Отцом Небесным. Поэтому, обращаясь к Богу, мы фактически имеем общение со Христом; просим ли мы что-либо у Отца - Христос принимает прошение, обращаемся ли мы к Нему Самому - Он слышит нас. Он един с Отцом, потому что Его Дух и Дух Отца - это одно Божество. Христос исполняет волю Своего Отца, поэтому они Едины, имеют одно дело, одно созидание, одну волю. Мы видим Иисуса Христа по Божеству Единосущным Богу в Отце, и Отца в Нем. И одновременно с единством по Божеству мы видим различие в образах и действиях. Поэтому Сына Божьего мы понимаем как самостоятельную духовную Личность наряду с Отцом. Божество же одно, Которое имеет единую волю. Когда же Иисус Христос совершит победу над злом, тогда Он Сам покорится Отцу, и будет с Ним, как и вначале, одна Личность: Бог все во всем. Аминь.