1. Верую во Единого Истинного Живого Бога, Отца, непостижимого всемогущего Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. Он от начала времени, как солнце рождает свет, родил Единородного Сына - Слово Божие; 3. Не сотворил, но родил Духа Божьего, единосущного Себе, через Которого все сотворил. 4. Слово Божие ради победы над злом и нашего спасения сошло с небес и воплотилось при крещении на Иордане; будучи Богом, стало и человеком - Иисусом Христом Сыном Божиим. 5. Он добровольно отдал Себя в жертву для искупления людей своих от грехов их, 6. И был распят при Понтии Пилате, и умер за грехи наши, и воскрес в третий день по Писанию, и в Теле Своем вознесся на небо. 7. Он своим Воскресением положил начало нашему воскресению и Царству Небесному, преддверие которого есть Его святая Апостольская Церковь. 8. В ней Он заключил Новый Завет в Своей Крови с верующими в Него и дал им жизнь вечную. 9. Он, как Дух Святой, изливает силу на своих учеников и пребывает Главою Церкви ныне и до скончания века, 10. И творит суд по милости над народом Своим, чтобы они не были осуждены вместе со злом на страшном суде во время Его славного второго Пришествия и общего воскресения мертвых. 11. Исповедую крещение по вере в Господа Иисуса Христа, как смерть для греховной жизни и участие в Его воскресении. 12. Ожидаю вечное блаженное Царство Единого Бога Отца. Аминь. 1981.02.15
Комментарии
Исповедание веры - это краткое изложение основ христианского вероучения. От самого начала уверования у христианина возникают многие вопросы относительно учения Христова. Особенно большая нужда в разъяснениях основ веры бывает перед вступлением в Церковь Христа и принятием водного крещения. Исповедание веры содержит в себе основные истины, которые осознали Апостольские христиане, с молитвою изучая наследие Первоначальной Апостольской Церкви, которое сохранилось в Священном Писании. Они исповедуют эти истины и руководствуются ими в своей жизни. Так Апостольские христиане продолжают древнюю христианскую традицию времен апостолов, когда возникшие тогда исповедания веры, - первоначально очень краткие и простые, - были известны во многих христианских общинах. Позже некоторые из них послужили основой при составлении Никейского символа веры на Первом Вселенском соборе христианской церкви в городе Никея в 325 году. В Никейский символ веры уже при его составлении проникли некоторые языческие представления, воспринятые христианством того времени, но неизвестные Первоначальной Апостольской церкви и не содерждащиеся в Священном Писании. Этот Никейский символ с некоторыми изменениями сохранился в традиционных обрядовых церквах и поныне. Поэтому Апостольские христиане, в отличие от Никейского символа веры, излагают исповедание своей веры в Господа Иисуса Христа, во всем основываясь на Священном Писании. Исповедание веры нужно нам для выполнения совета апостола Петра, который говорит: "Будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением". Твердое знание исповедания нашей веры нужно не только при сознательном вступлении на путь последования за Христом, но и для более четкого обнаружения различий между вероучением Апостольских христиан и прочими понятиями, а также для успешного противостояния ложным учениям.
1. Верую во Единого Истинного Живого Бога, Отца, непостижимого всемогущего Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Исповедание веры Апостольских христиан содержит основной предмет нашего верования, и поэтому оно отвечает на вопрос: Во что и как ты веруешь? Вера - это источник и основание нашей жизни и единственный путь к вечному блаженству. Об этом говорит апостол Павел в Послании к Евреям, повторяя слова пророка Аввакума: "Праведный верою жив будет, а кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя" Евр. 10, 38. Какое-либо общение с Богом мы можем иметь только через веру. "А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает." Евр. 11,6. Итак, Богу угоден только тот, кто непоколебимо убежден в Его бытии и милосердной готовности открыться человеку, ищущему Его. И тем, кто принимает Его и покоряется Его воле, Бог дарует вечную жизнь: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь." Ин. 5, 24, Мы уверены в существовании истинного Бога. Бог наш есть Творец всего существующего, Который имеет безграничную власть над всем, и в Себе Самом заключает жизнь и единственно реальное бытие. Существование Бога - есть истинное, действительное, реальное; а не кажущееся, не воображаемое кем-либо, не мимолетное, преходящее, но всегда пребывающее. Наш Бог есть Бог живой. Он есть сама Жизнь. Жизнь - это неотъемлемое качество существа Бога. Не требуется никаких внешних условий для поддержания жизни, пребывающей в Нем, она не зависит от чего-либо вне Бога. В Нем Самом - всё нужное для поддержания и распространения Жизни; и нет такой причины, которая могла бы прекратить ее. А существование видимого материального мира обусловлено многими причинами и, прежде всего, - волей и промыслом Творца мира. Также и жизнь человека зависит от окружающей природы, которая дает ему и пищу, и одежду, и жилище - и все это по воле создавшего его Бога. Наш Бог - Единый. Нет и не может быть другого бога, который наряду со Всевышним Богом был бы создателем всего существующего. Об этом Сам Творец сказал в древнее время на горе Синае в первой из Десяти заповедей, которую повторил и Господь Иисус Христос: "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей - слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый..." Мк. 12, 29. И пророк Исайя 44, 6-8. 24 более пространно говорит о единстве Бога: "Так говорит Господь, Царь Израиля, и искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога. Ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестит наступающее и будущее. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю... Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю..." Все существующее создано одной волей Бога Творца, и не было какого-либо другого божества, которое противодействовало бы Богу или творило что-либо независимо от Него. Все существующее: небо и земля, видимая вселенная и невидимый мир духов, являют собою гармоничное, законченное создание одной воли Единого Творца. Бог - наш Отец. От древних времен поклонники Единого Бога, в отличие от прочих людей, назывались сынами Бога. Так, в книге Бытие 6, 2 говорится об этих сынах, что они пренебрегли своим высоким званием и стали входить в самые тесные связи с прочими людьми. Хотя в своей сущности человек Ветхого Завета всегда остается созданием Бога, а не рожденным от Него, но в наименовании поклонников Бога сынами Божьими выражается особое внимание и забота, которую проявляет к ним Бог. В свое время сыном Бога был назван Израиль, и это наименование сохранилось за его потомками. Осознавая это божественное избрание, пророк Исайя от имени израильского народа взывает к Богу: "Только Ты - Отец наш; Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: 'Искупитель наш'" Ис. 63, 16; и в другом месте: "Но ныне, Господи, Ты Отец наш: мы - глина, а Ты -образователь наш, и все мы - дело руки Твоей." Здесь обращение к Богу как к Отцу тесно связано с сознанием, что человек - Его творение. В книгах Нового Завета сыновняя принадлежность Богу приобретает более глубокое значение. Наименование сынами Бога означает не только выделение из среды прочих людей как особой собственности Бога, но, прежде всего, призвание к безграничному уподоблению духовной сущности Бога. Апостол Иоанн в Евангелии написал: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились." Ин. 1, 12-13. Здесь речь идет не о названии только, но о праве быть в действительности сыном Бога. Получение этого права связано с определенным событием, которое названо рождением, хотя оно совершенно отлично от телесного рождения, потому что это рождение от Бога. О сущности духовного рождения Иисус Христос говорит подробнее: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух." Ин. 3, 5-6. Итак, со времени Иисуса Христа истинные поклонники Бога не только называют Бога своим Отцом, но и по духовному состоянию становятся Его детьми, рожденными от Духа. Поэтому Сам Иисус Христос называет своих учеников детьми Бога: "... иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" Ин. 20, 17, и повелевает сынам Божьим: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." Мф. 5, 48. Полнота совершенства нашего Бога непостижима для нас. Совершенно недостаточно сил человеческого разума и его мыслительных способностей, чтобы постигнуть и охватить беспредельное величие Бога. "Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия." Иов. 37, 23. "Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо" Пс. 144, 3. И апостол Павел восхищается непостижимым величием Бога: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" Рим. 11, 33. Наши понятия о Боге - понятия частичные и несовершенные. То, что доступно человеку познать о Нем, содержится в Священном Писании, но для приобретения этого познания требуется, в первую очередь, содействие благодати Бога, а также напряжение всех сил человека, предельно возможное удаление человека от суеты мирской жизни, чтобы можно было глазом беспристрастного наблюдателя окинуть широту определений Бога. Поэтому в жизни христианина всегда будут встречаться вопросы, на которые разум не находит достаточного объяснения, но это не должно смущать нас, ибо мы не разумом, а верою принимаем Бога и безгранично доверяем Ему. Бог всемогущ. Мы верим, что Богу подвластно все, и могущество Его безгранично. Сам Господь Бог положил основание этой уверенности Своим откровением: "Авраам был девяноста девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я - Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен" Быт. 17, 1. Бог так же открыл Себя и Израилю: "И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих" Быт. 35, 11. И в Псалмах прославляется всемогущество Бога: "Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем. А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем". Пс. 144,4-6. О всемогуществе Бога как Творца говорил диакон Стефан, приводя слова пророка Исайи: "Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих; какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?" Деян. 7, 49-50. Действительно, "В начале Бог сотворил небо и землю" Быт. 1, 1, "Он творит дела великие и неисследимые, чудные без числа" Иов. 5, 9. В книге Притчей Соломона от имени Божественной Премудрости повествуется о создании вселенной: "Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов Его, когда полагал основания земли ..." Пр. 8, 27-29. Бог сотворил как видимую вселенную, так и невидимый мир духов: "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий." Пс. 103, 4. Весь псалом 103 - это восторженная песнь, прославляющая величие творения.
2. Он от начала временя, как солнце рождает свет, родил Единородного Сына - Слово Божие; В двух книгах Священного Писания, в книге Бытие и в Евангелии от Иоанна, первое слово говорит о начале всего, "В начале сотворил Бог небо и землю" Быт. 1, 1. "В начале было Слово..." Ин. 1, 1. Здесь не подразумевается начало какого-либо явления, действия или события, но имеется в виду общее начало всего существующего. Если бы можно было назвать что-либо, что существует прежде начала, то само это начало не могло бы называться началом всего. Следовательно, это общее начало и есть начало самого времени, его физической реальности. Был когда-то этот первый момент, ставший истоком дальнейшего течения времени. Тогда Бог положил начало Своей созидающей деятельности. Сам же Бог не подвластен времени, Его бытие не есть безгранично долгое существование во времени, но Он пребывает независимо от времени, вне времени. Он Сам положил начало и конец времени для того, чтобы Его создания могли бы свободно развиваться в пределах отведенного для них века. Положив начало ровно текущему времени, Бог создал условия для дальнейшего развития всех созданных Им существ; дал возможность своим разумным созданиям, непрестанно изменяясь и совершенствуясь, уподобляться Ему. Эти мысли так выражены а Третьей книге Ездры: "И он сказал мне: от начала творения круга земного, и прежде нежели установлены были пределы века, и прежде нежели подули ветры; прежде нежели услышаны были гласы громов; прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая; прежде нежели показались прекрасные цветы; прежде нежели утвердились силы подвижные; и прежде нежели собрались бесчисленные воинства ангелов; прежде нежели поднялись высоты воздушные; прежде нежели определились меры твердей; прежде нежели возгорелись огни на Сионе; прежде нежели исследованы были лета, и отделены те, которые грешат ныне, и запечатлены те, которые хранили веру как сокровище: тогда Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не через кого-либо иного: от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного." 3 Езд. 6, 1-6. Итак, сотворенный мир сотворен во времени, а Бог - вне времени, не подвластен ему, но владычествует над ним. В начале времени, когда Бог приступал к творению Своих созданий, вместе с Ним пребывал Его Единородный Сын - Слово Божие. В греческом тексте Евангелия от Иоанна Слово Божие названо как Логос (что значит слово, мысль), а в книге Притчей Соломона и у некоторых пророков Оно описывается как Премудрость. Наш человеческий ум дарован нам Богом для осмысленния окружающего мира, который существует во времени, и для сознательных действий в этом мире. Поэтому нам чрезвычайно трудно постигнуть рождение Сына Божьего от Бога-Отца вне времени и вне сотворенной вселенной. Единственным примером, наглядно напоминающим это непостижимое рождение, может служить исхождение солнечного света от самого Солнца. Оно существует в действительности и видится нам ослепительно-ярким диском на определенном месте небосвода. От Солнца во всех направлениях исходят лучи света, небольшая часть которых достигает Земли; некоторые из них попадают в наши глаза, и исключительно благодаря этому мы получаем представление о самом Солнце". Jrts него постоянно изливается ровный неизменный поток света; он как бы не зависит от времени, и мы не в состоянии назвать время, когда начало светиться Солнце, ни представить себе длительность его свечения. Так и Слово Божие вне всякой связи со временем неизменно рождается от Бога-Отца, и, достигнув нашего сердца, дает нам представление о непостижимом Боге. В Евангелии от Иоанна Слово Божие также названо светом. Это сравнение рождения Слова Божьего от Бога Отца впервые упоминалось в первые века в древнем исповедании веры Иерусалимских христиан, а затем оно было внесено в Никейский символ веры.
3. Не сотворил, но родил Духа Божьего, единосущного Себе, через Которого всё сотворил. Слово Божие называется Единородным Сыном (Ин. 1, 14) потому, что только Он единственный из всех духов рожден от Бога, через рождение унаследовал Божеское естество, и поэтому Слово Божие -это Бог по своей сущности. Никто из бесплотных или телесных созданий не причастен Божескому естеству, ибо они только твари, результат Его творения. А Слово Божие - Сын Его; Оно не сотворено, подобно всем созданиям, но рождено как Дух от духовной сущности Бога. О рождении Слова Божьего говорит Соломон в своих Притчах, называя Его Премудростью. Премудрость и Слово Божие - одно, как это видно из следующих мест. Господь Иисус Христос так отвечал на вопрос о Нем Самом: "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" Ин. 8, 25. То же говорит о себе и Премудрость: "Господь имел Меня началом пути Своего прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли." Пр; 8, 22-23. О рождении Премудрости, или Слова Божьего, Соломон от имени Самой Премудрости пишет так: "Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной." Пр. 8, 24-26. О Премудрости сказано также: "Прежде века, от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки." И. Сир. 24, 10. Также и Господь Иисус Христос говорит о Себе: "Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь." Ин. 8, 58. Бог есть Дух, поэтому и Сын Его - тоже Дух Божий, по сущности такой же как и Отец. Сказано: "Бог есть дух..." Ин. 4, 24, и еще "... рожденное от Духа есть дух" Ин. 3, 6. Итак, Слово Божие есть Дух, как Он не один раз свидетельствует о Себе в Откровении Иоанна: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам... " Откр. 2, 7 и др. Единосущность Сына Божьего Богу-Отцу подтверждается многими местами Писания. В Евангелии от Иоанна сказано об этом так: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога." Ин. 1, 1-2. В начале времени Слово Божие было непосредственным исполнителем замыслов Бога о творимой вселенной. "Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть." Ин. 1, 3. О непосредственном участии Слова Божьего в творении сказано также в Притчах: "... Когда давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время..." Пр. 8, 29-30.
4. Слово Божие ради победы над злом и нашего спасения сошло с небес и воплотилось при крещении на Иордане; будучи Богом, стало и Человеком - Иисусом Христом Сыном Божиим. Среди свободных небесных духов, сотворенных Богом, появилась непокорность Ему, которая стала началом зла. И первый человек, живший в саду Едемском, также был увлечен падшими духами в непослушание, и из-за этого был обречен на смерть. Для истребления зла на небе и спасения людей от окончательной гибели Слово Божие сошло на землю, чтобы стать человеком. Для Его воплощения Бог приготовил особенного человека, Иисуса, рожденного по слову Бога Девою Марией. После того, как Слово Божие сошло на Иисуса в виде голубя и воплотилось в Нем во время крещения на Иордане, Человек Иисус стал Христом, что значит Помазанник, и Сыном Божиим по Божественной природе. Это была та самая Божественная сущность Единородного Сына Божьего, которая была Божьей Премудростью при создании мира. В человеке Иисусе воплотился Тот Единородный Сын Божий, Логос, Который рожден прежде начала творения. В этом сошествии Святого Духа на Иисуса совершилось Его помазание, о котором говорил пророк Исайя: "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим... " Ис. 61, 1-2; Лк. 4, 18. В этот момент сошествия Святого Духа, как голубя, на Иисуса Он стал Христом, Мессией - Помазанником. Человеческая природа Иисуса и Божественная сущность Слова Божьего соединились на Иордане в одну личность. До этого дня Иисус был Сыном Божьим только как человек в силу своего непорочного человеческого рождения. Он был рожден Марией, которая не знала мужа. Сила Божия сошла на нее, и она приобрела способность зачать и родить Сына от Бога, у которого не было земного отца. Как по плоти, так и по духу отцом Иисуса был Отец Небесный. На Иордане Иисус Христос стал Сыном Божьим и по Божественной сущности. Об этом дивном событии предвозвещали пророки. Исайя 7, 14 говорит: "Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Об этом рождении Иисуса матерью Его Марией говорится в Евр. 10, 5, где приводится цитата из псалма: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне..." Об этом же теле говорит во время Своего служения и Сам Господь Иисус Христос: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он говорил о храме Тела Своего." Ин. 2, 19. 21. Итак, Сам Господь Иисус Христос Свое тело сравнивает с Иерусалимским храмом. Воспользуемся этим сравнением для уточнения нашего представления о человеческой природе Иисуса Христа. Первый Иерусалимский храм царь Соломон строил семь лет в тишине со всяким благоговением. Когда же священники освящали храм, облако сошло в храм, и слава Божия наполнила его, так что даже священники не могли стоять на служении. А о храме Тела Христова пророк сказал: "Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете, и Ангел Завета которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф." Мал. 3, 1. Эти места показывают, что сначала должно возрасти и возмужать тело, приготовленное для Господа. То есть, Иисус как человек должен был возрастать до полного возмужания в тридцать лет, прежде чем в Нем воплотилось Слово Божие и явило Себя миру. Мы знаем, что это воплощение Слова Божьего произошло на тридцатом году жизни Иисуса, так как пророчество Малахии сначала говорит об ангеле, который приготовляет путь Господу, указывая этим на Иоанна Крестителя, а затем - о внезапном приходе Господа в Свой храм, что и совершилось на Иордане. Обратим внимание: сначала ангел приготовил путь, а затем Господь внезапно приходит в Свой храм. Если полагать, что Слово Божие воплотилось еще во чреве Марии, то невозможно объяснить пророчество, как Он внезапно пришел путем, который лишь тридцать лет спустя приготовил Ему ангел, то есть, Иоанн Креститель. Безусловно верно, что на Иордане на Иисуса сошел Святой Дух. Об этом прямо говорится в Лк. 3, 22. А в Мф. 3, 16 этот Дух назван Духом Божьим. Это тот самый Дух Божий, Который во время творения вселенной носился над водою (Быт. 1, 2), непосредственно через Которого был создан мир. С другой стороны, нам известно, что этот мир создан Сыном Божьим, "ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое..." Кол. 1, 16. Отсюда ясно, что на Иордане на человека Иисуса сошло Слово Божие, предвечная Премудрость, Единородный Сын Божий в Божественной сущности, и с этого времени Иисус стал Помазанником, Мессией или Христом. Итак, приходим к мысли, что Дух Святой и Единородный Сын Божий - это один и тот же Дух. Он же назван Словом Божиим и Премудростью. Об Иисусе Христе пророк Исайя говорит так: " И произойдет отрасль от корня Иесееева, и ветвь произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия..." Ис. 11, 1-2. Этот Дух премудрости и разума и есть та самая Премудрость, о которой пишет Соломон. Человек, рожденный от Бога, Иисус, был помазан этим Духом премудрости и разума, который сошел на Него и стал одной личностью с Ним. До этого момента Иисус сознавал себя человеком, предназначенным на большое служение, а теперь Он должен был Сам воспринять - верою, что Он есть предназначенный Мессия, которого ожидал Израиль. Поверить в это было трудно даже самому Иисусу, рожденному от Бога для этого служения. Для утверждения Его веры с неба прозвучали обращенные к Иисусу слова Небесного Отца: "Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение!" Лк. 3, 22; Мк. 1, 10. Эти слова, прозвучавшие на Иордане, не нужно смешивать с подобными им, которые слышали апостолы на горе Преображения: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте." Мк. 9, 7. Эти последние слова действительно были явлением славы Христа, и были обращены к апостолам Петру, Иакову и Иоанну, в то время как слова на Иордане были обращены к самому Иисусу и служили явлением славы Отца сошедшей в Свой храм, в человека Иисуса. Вслед за крещением Иисуса на Иордане Ему предстоял сорокадневный пост и борение. В пустыне диавол искушал Иисуса, действительно ли Он поверил голосу Божьему, что Он - Сын Божий. Все искушения диавола начинались словами сомнения: "Если ты действительно Сын Божий ...". Иисус Христос в искушении проявил Свою непоколебимую веру в то, что Он действительно Мессия, Сын Божий и Божия Премудрость. Несомненно также и то, что Дух Божий, в виде голубя сошедший на Иисуса, - это слава Божия. Подобно тому, как при освящении храма во времена Соломона слава Божия наполнила весь храм, так и на Иордане эта же слава наполнила человека Иисуса. Эта слава, прославляющая Бога Отца, была явна в последующем служении Иисуса Христа Ин. 12, 27-28; 17, 4. Также и Отец Небесный прославляет Своего Сына. Сын Божий был прославлен и на горе Преображения, и при воскрешении Лазаря. Иисус Христос четко различает Свою славу и славу Отца Небесного, когда говорит: "Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; и ныне прославь меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира." Ин. 17, 4-5. Далее следует сказать о нашем восприятии выражения 'слово', которое часто встречается в книгах Нового Завета. Почти все эти книги были написаны на древне-греческом языке, и в тех местах, где в русском тексте написано 'слово', по-гречески сказано 'логос'. Оно означало не только то же, что и русское 'слово', но также 'мысль', 'идея', 'ведение', 'мудрость', 'премудрость'. Это же слово 'Логос' в смысле совершенного Разума и вечной Премудрости, означало Единородного Сына Божьего, рожденного прежде создания мира.
5. Он добровольно отдал Себя в жертву для искупления людей своих от грехов их. По Закону Бога, установленному от начала жизни людей на земле, они могли надеяться на неограниченную жизнь, если их поступки будут согласны с волей Бога. Всякое действие людей, отклоняющееся от Его воли, было грехом И рано или поздно влекло за собою смерть. Из-за греха исчезала всякая надежда на духовную вечную жизнь. Сын Божий пришел спасти людей от этой погибели. Каким путем осуществляется это спасение? Закон Бога нерушим, он не может быть отменен; и сделанный грех не может быть забыт как не бывший. Смертный приговор за грех должен быть исполнен над согрешившим человеком. Остается единственная возможность спасти виновного: если другой человек, известный своей честностью и близкий родственник грешника, становится заложником за него перед судом. Заложником за грешника не- могут быть деньги, имущество или какое-либо существо, но должен стать заложником именно человек, близкий родственник осужденного, берущий на себя ответственность за его грехи. Поэтому для спасения людей Предвечное Слово Божие стало Человеком совершенной святости, заслуживающим доверия перед правдой Закона, чтобы быть заложником за всех согрешивших. Теперь требуется подтвердить родственную близость всякого грешника с Иисусом Христом. Нужно чтобы ищущий спасения был Ему братом, а для этого человеку предстоит заново родиться от Духа Святого. Иисус Христос может стать Спасителем только за Своих людей, братьев, рожденных от Бога, которые сами признают и подтверждают родственную близкой к Иисусу Христу. Безграничная любовь Бога к людям проявилась в том, что Он Сына Своего послал совершить подвиг искупления, и Сын Божий стал добровольной жертвой за них.
6. И был распят при Понтии Пилате, и умер за грехи наши, и воскрес в третий день по Писанию, и в Теле Своем вознесся на небо. В конце Своего служения; когда приближалось к исполнению все возвещенное о Нем пророками, Господь не стал, уклоняться от враждующих людей, замышлявших убить Его, и не воспрепятствовал Иуде Искариоту предать Его в руки врагов. Имя Понтия Пилата, упоминаемое в Евангелиях, указывает на время правления Римского наместника провинции Иудея, при котором была совершена казнь над Иисусом Христом посредством распятия на кресте. Распятие Иисуса воспринималось людьми того времени как полный провал Его миссии, но перед Богом это распятие было добровольной жертвой, принесением Его жизни в качестве выкупа за грехи людей, находящихся во власти смерти и диавола; это была победа Иисуса Христа. На третий день после распятия Христос силою Своей Божественности восторжествовал над смертью и воскрес, живой явился перед Своими учениками. Они увидели Его в воскресшем Теле, израненном на кресте; Он позволял осязать Себя, ел перед ними, чтобы убедить учеников в истинности Его телесного воскресения. В течение сорока дней Господь Иисус Христос являлся Своим ученикам, а затем в Своем воскресшем Теле на виду у них вознесся над землей, и облака скрыли Его из вида.
7. Он Своим Воскресением положил начало нашему воскресению и Царству -Небесному, преддверие которого есть Его святая Апостольская Церковь. Воскресение Господа Иисуса Христа знаменует начало новой эры как в мире духов, так и на земле. До пришествия Иисуса Христа сатана имел неоспоримую власть над людьми. Поскольку среди людей не было ни одного, кто бы выполнил требования Закона, то все живущие были его заложниками, и все умершие - его пленниками; так как над всеми властвует смерть со времени грехопадения первого человека. Лишь Иисус Христос, как совершенный непорочный Агнец, отдал Себя в жертву для искупления Своих людей от власти греха и смерти, и восторжествовал над царством сатаны Своим Воскресением. Эта победа Иисуса Христа принесла избавление от смерти и открыла вечную жизнь всем людям. Все они, верующие в Господа Иисуса Христа, вслед за Его Воскресением наследуют личное воскресение и вечную жизнь. Воскресение Иисуса Христа убедило учеников в действительности Его победы над смертью и укрепило веру в реальность наследования вечной жизни в Царстве Небесном. С этого времени все ставшие учениками Христа поверили в возможность их воскресения и вечного пребывания со всеми воскресшими святыми в Небесном Царстве. Все мы, рожденные от Духа Божьего, искупленные смертью Иисуса Христа от власти греха и смерти, составляем Его святую Апостольскую Церковь. Она возникла со дня Пятидесятницы в результате действия Духа Святого и проповеднического служения апостолов. Ученики Христовы, живя в общении между собою в Церкви Его, проходят путь земной жизни в приготовлении к встрече с Господом Иисусом Христом и в предвкушении вечного блаженства в Царстве Небесном. Поэтому Апостольская Церковь на земле есть преддверие Небесного Царства.
8. В ней Он заключил Новый Завет в Своей Крови с верующими в Него и дал им жизнь вечную. Священнодействие и жертвоприношения во времена Ветхого Завета сами по себе не имели спасающей силы, но только предвозвещали грядущее искупление от греха и смерти через совершенную жертву непорочного Агнца, Иисуса Христа. Своим участием в ветхозаветном священнодействии люди выражали уверенность в будущем спасении, которое принесет им Мессия -Христос. Их вера осуществилась, когда пригвожденный ко кресту Спаситель, умирая, произнес победный клич: "Совершилось!" Ин. 19, 30. В это мгновение исполнилась надежда праведников Ветхого Завета, была достигнута цель их жертвоприношений: грехи их изглажены, им дарована вечная жизнь. Цель жертвоприношений, предвозвещавших пришествие Мессии, была достигнута, и далее они оказались излишними. Христос, как Первосвященник по чину Мелхиседека, для Своих учеников установил новое священнодействие и заключил с ними Новый Завет, утвердив его Своею Кровью. Причастие к Крови Завета свидетельствует о прощении исповеданных грехов, восстановлении нарушенного Нового Завета между Богом и согрешившим учеником и получении им вечной жизни. Первое священнодействие Нового Завета Господь Иисус Христос совершил на Тайной Вечере накануне той ночи, в которую Он был предан на распятие.
9. Он, как Дух Святой, изливает силу на своих учеников и пребывает Главою Церкви ныне и до скончания века. Во время пребывания во плоти на земле, а также после Своего Воскресения, Господь многократно говорил своим ученикам, что после Его отшествия они не будут оставлены одинокими и беззащитными в мире. Ученики увидят Его снова, но не как человека во плоти, а как Духа Утешителя. Это будет не другой дух, которого они прежде не знали, Он лично Сам не оставит их сиротами, придет к ним "Ин. 14, 16-18" но уже не как человек, а как Дух Христов. Воскресший Господь Иисус Христос, видимо удаляясь от учеников при Вознесении в Теле, благословил их и еще раз напомнил Свое обещание: "Се, Я с вами во все дни до скончания века." Мф. 28, 20. А в день Пятидесятницы, когда ученики вместе пребывали в молитве, на них излился Святой Дух в виде языков пламени, и они ощутили наполнившую их силу, так что они внезапно стали говорить на языках многих народов и с дерзновением возвещали о Господе Иисусе Христе. С этого времени Дух Христов постоянно пребывает с Его учениками, посылает им духовные дары для успешного служения, призывает спасаемых в Церковь и лично главенствует в ней как Первосвященник, совершая священнодействие Вечери Господней в лице священника общины. Он всегда будет пребывать среди Своих учеников, совершая служение Первосвященника до конца веков.
10. И творит суд по милости над народом Своим, чтобы они не были осуждены вместе со злом на страшном суде во время Его славного второго Пришествия и общего воскресения мертвых. Господь Иисус Христос, пребывая в народе Своем как Дух Святой, Дух Истины, Дух Утешитель, ныне совершает милостивый суд над Своими учениками. Он обличает грехи и отступления от Его здравого учения Своим словом и Священным Писанием, увещевает и вразумляет через пастырей и учителей, приводит к покаянию и исповеданию грехов через священника", и Сам как Первосвященник с радостью предлагает омовение грехов Кровью Нового Завета при совершении Вечери и примирение с Богом. Если же кто не принимает милости Христа и отвергает покаяние, того Он с печалью оставляет идти своим превратным путем до конца дней, чтобы в последнее время предстать на грозном суде без милости вместе со всеми преступниками, врагами Христа и Бога, слугами сил зла и самим сатаной. На этот суд явятся воскресшие духи всех живших на земле и пренебрегших вечным спасением. Это будет во время славного второго Пришествия Господа Иисуса Христа, когда вместе с Ним будет торжествовать окончательную победу Его святая Апостольская Церковь.
11. Исповедую крещение по вере в Господа Иисуса Христа, как смерть для греховной жизни и участие в Его воскресении. Чтобы удостоиться вечной жизни и быть участником торжества победы Иисуса Христа и Его Церкви, нужно сейчас, во время земной жизни определить свое отношение ко Христу, принять Его верою и засвидетельствовать эту веру водным крещением во имя Господа Иисуса Христа среди Его учеников в общине Апостольских христиан. Водное крещение означает, что уверовавший и обратившийся ко Христу всем сердцем желает свою дальнейшую жизнь подчинить Божьей воле и стать учеником Христа. Он решается в корне изменить образ жизни, отрекаясь от суетных и греховных дел и от исполнения воли диавола. Такое крещение и означает смерть для греховной жизни. Одновременно водное крещение означает духовное воскресение для святой жизни ныне и участие в славе Церкви при втором Пришествии Иисуса Христа.
12. Ожидаю вечное блаженное Царство Единого Бога Отца.После торжественного соединения Церкви с ее Царем - Господом Иисусом Христом, когда уже не будет ни смерти, ни зла, ни греха, тогда Сам Сын Божий, одержавший победу и прославивший величие Бога Отца, предаст всю полноту Своей власти Отцу, и будет все во всем - Бог. Это будет вечное Царство Отца. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". 1. Кор. 2, 9.
Какое-то несоответствие по чтению и дизайну Основные пункты Исповедания написаны незаметным для глаза шрмфтом, в то время, как должны, думаю, быть выделены жирным.