После рассмотрения свойств духа вообще, возвратимся к рассуждению о доступных человеческому разуму свойствах нашего Бога - Творца всего существующего. Прежде всего, узнаем, что Бог совершен (15). Это значит, что все свойства Бога присущи Ему во всей предельной полноте, и Он обладает всеми положительными качествами в превосходнейшей степени. Поскольку Бог есть Дух, Ему присущи в совершенной мере общие свойства духов. Каждый дух является существом, получившим свое существование при творении. Бог же имеет абсолютное бытие в Себе Самом. Его бытие не зависит от каких бы то ни было условий и обстоятельств. Не может быть каких-либо причин или предпосылок бытия Бога. Он Сам является достаточной причиной Своего бытия. Он - Дух самобытный. Жизнь Его заключается в Нем Самом. Его бытие не имеет начала и конца. Он безначален. Его бытие не может быть ограничено временем или пространством, ибо и время, и пространство - Его творения, и предназначены они для обитания в них Его созданий.
Все существующее имеет свое начало, было время творения всего; все сотворено во времени. Независимо от начала творения вселенной, когда было положено начало самому пространству и времени, пребывает только Бог - единственный предвечный Дух. Он пребывает вне времени и вне пространства.
Для нас время течет непрерывным потоком, устремляясь в будущее, и мы совершенно бессильны повлиять на него. А Бог, который вне времени, одновременно пребывает при начале всех событий, при их развитии и в конце всего. Мы движемся в непрерывном потоке времени, переживая последовательно одно за другим все события нашей жизни, подобно как пешеход идет по городу вдоль одной, другой, третьей улицы и последовательно, по очереди осматривает их. Но если бы пешеход поднялся на высоту над городом, то увидел бы все улицы сразу и мог бы рассматривать каждую из них в любой последовательности. Так и бег времени - это закон для нас, живущих в вещественном мире. Это закон движения материи, но где нет природы, вещества, материи, - там нет и закона времени.
Все духи сотворены во времени и существуют, пока течет время, они бессмертны во времени, но они не вне времени, не предвечны. Предвечен только один Бог. У него нет определенного времени, в котором бы Он пребывал; одним взором охватывает Он прошедшее и будущее, начало и конец. Бог есть Дух, обладающий совершенным разумом, Который знает все. Он - всеведущ.
Бог есть совершенная Личность; Он осознает Свое бытие и обладает ничем не ограниченной свободной волей. Он обладает беспредельным всемогуществом: любое Его желание осуществимо.
Всякий Дух обладает определенным направлением воли. К чему устремлена воля Бога? Можем ли мы думать, что Его совершенной воле свойственны абсолютно все возможные пожелания и стремления? Конечно, по своему всемогуществу Бог может сотворить все, что пожелает. Но желает ли Он одновременно всего; желает ли одновременно творить любовь и ненависть, истину и ложь? Безусловно нет. Совершенная воля Бога направлена только ко свету, истине, любви. Бог - всеблагой. Бог, как совершенный Дух, обладает совершенной волей, однако Его совершенство не представляет собою смешение противоположных, взаимно исключающих друг друга стремлений. У Бога совершенная добрая воля во всей ее полноте и разнообразии. Как нельзя объединить в одном месте огонь и воду, как нельзя смешать свет и тьму, так невозможно пребывание в совершенной Божьей воле и добра, и зла.
Добрая воля Бога проявляется многосторонне и разнообразно. Его совершенная воля раскрывается во многих устремлениях, отраженных в названиях Бога как Духа: Дух истины, Дух Святой, Дух Утешитель и другие, и все они характеризуют различные проявления Божьей милости к Его созданиям.
Итак разумом постигаем, что Бог есть Дух совершенный, самобытный, предвечный, вездесущий, всеведущий, личный, свободный, всемогущий, всеблагой, многомилостивый.